2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адентия понятие план лечения

Адентия зубов

Адентия – это врожденное отсутствие зубов, связанное с гибелью зубных зачатков в период эмбрионального развития или нарушениями их закладки.

Предполагаемой причиной аномалии бывают:

  • нарушения обмена минеральных веществ во время внутриутробного развития, при рождении малыша из-за заболеваний женщины при беременности (краснуха, кандидоз, сифилис, туберкулез, нома), при болезнях в раннем детстве;
  • нарушения работы эндокринных желёз;
  • наследственность;
  • сбой в развитии эктодермы – наружного зародышевого листка эмбриона на ранних стадиях развития;
  • терапия сопутствующих болезней, в том числе злокачественных, химиотерапевтическими препаратами и ионизирующим излучением;
  • гнойные инфекционные воспаления челюстей (остеомиелиты), которые ведут к разрушению зачатка зуба.

Полная адентия – это когда отсутствуют все зубы. Частичная – если нет нескольких зубов. При единичном отсутствии применяют термин «гиподентия», множественный недостаток называется олигодентией.

Гиподентия чаще встречается у девочек. Олигодентией в 1,22 раза чаще страдают мальчики. В разных странах, регионах, у лиц различных рас частота возникновения аномалии колеблется от 0,14 % до 10,5 %.

Есть предложение некоторых исследователей делить больных с адентией на несколько групп (см. Таблицу 1).
Таблица 1

Первичная адентия

При первичной адентии происходит недоразвитие альвеолярного отростка – анатомического участка челюсти, несущего на себе зубы. Диагноз ставится после осмотра ребенка и результатов рентгенологического обследования. Как правило, в зубном ряду не вырастают последние коренные зубы (моляры), верхние боковые резцы, клыки.

Полная адентия

Полная первичная адентия – очень редкая аномалия в медицинской практике. Возникает она как в раннем детстве, так и при развитии постоянного зубного ряда. В постоянном прикусе аномалия бывает чаще. (Прикус – взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании нижней и верхней челюстей). В совсем редких случаях отсутствуют зачатки и временных, и постоянных зубов.

Симптомы болезни стоматолог видит при осмотре лица, так как аномалия связана с нарушением развития лицевого скелета в целом. При полной адентии область челюсти уменьшается, меняется нижняя высота лица – нижние зубы сильно перекрываются верхними. Недоразвитие альвеолярных отростков челюстей резко выражено.

Чаще всего полная первичная адентия связана с ангидротической эктодермальной дисплазией – генетическим нарушением развития эктодермы: наружного зародышевого листка эмбриона. Эктодерма участвует в формировании нервной системы, зубной эмали и кожного эпителия. Поэтому болезнь характеризуется пороками развития кожи, волос, зубов, потовых желёз.
При первичной полной адентии важно обратить внимание на состояние кожи. Перечисленные ниже признаки могут быть симптомами эктодермальной дисплазии:

  • сухость, бледность, морщинистость кожи;
  • нет волос или их мало, они больше похожи на пух;
  • слизистая оболочка рта сухая и бледная.

Адентия часто сочетается с аномалиями развития производных эктодермы: недостаточное развитие потовых, сальных желёз, ногтевой пластины, слабый или усиленный рост волос, недоразвитие пальцев на ногах и руках, их недостаток. У больных не зарастает родничок, швы на черепе, при исследовании на рентгене наблюдаются рудиментарные ключицы.
У людей с полной первичной адентией мышцы лица начинают работать по-другому, устанавливается принципиально новый тип жевания. Пациенты растирают пищу дёснами, языком. Слабо раздробленная пища плохо смачивается слюной. Ротовое пищеварение нарушается, может наблюдаться изменение слизистой оболочки рта.

Частичная первичная адентия

Частичной первичную адентию называют при врожденном отсутствии 10 зубов и меньше. В зубном ряду есть промежутки. Сужение и укорочение зубного ряда, недостаточное развитие челюстей происходит не всегда. Адентия называется множественной, если нет больше 10 зубов в постоянном прикусе.
При частичной адентии наиболее часто не вырастают:

  • боковые резцы верхней челюсти;
  • вторые малые коренные зубы (располагаются сразу за клыками);
  • третьи моляры (жевательные коренные зубы).

Реже встречается аномалия других зубов.
При осмотре на приеме у стоматолога врач видит недоразвитие альвеолярного отростка: нёба на верхней челюсти уплощается. На место невыросшего зуба смещаются соседние. Симптомы патологии такие же, как и при полной адентии.
Частичная адентия имеет две формы:

  1. есть зачатки временных зубов, нет зачатков постоянных;
  2. нет зубов и их зачатков и молочных, и постоянных зубов.

При прорезывании временных зубов в раннем детстве частичная первичная адентия встречается редко. Чаще не вырастают постоянные зубы. Аномалия иногда сочетается с расщелинами губы и неба, чаще наблюдается у детей с нарушенной осанкой.

Что такое частичная вторичная адентия?

Диагноз «вторичная частичная адентия» устанавливают, если зуб прорезался, но его удалили. В отличие от первичной адентии, при вторичной развитие альвеолярных отростков в соответствующем участке нормальное. Степень смещения зубного ряда зависит от того, сколько времени прошло с того момента, когда зуб удалили.

Частичная вторичная адентия бывает при удалении зубов после кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта, при потере зуба из-за несчастного случая, после травмы. Исчезновение зачатка постоянного зуба возможно в результате воспалительных процессов молочных зубов в раннем детстве.

Когда зубной ряд у детей меняется, частичная адентия может привести к тому, что в результате смещения соседних зубов в образовавшийся промежуток для роста постоянных зубов нет места.

Когда нет зуба, боли тоже нет. Пациент чувствует себя относительно комфортно и не обращается к врачу. Но отсутствие зуба может привести к развитию феномена Попова-Годона: десневой край воспаляется, костная ткань разрушается, развивается патологический карман.

Диагностика частичной вторичной адентии производится при осмотре полости рта в стоматологической клинике. Врач расспрашивает пациента, проводится клиническое обследование. Диагностика проводится, чтобы определить факторы, которые не позволяют начать протезирование. Это:

  • больные зубы;
  • не удаленные корни под слизистой оболочкой;
  • костно-хрящевые наросты;
  • опухолеподобные заболевания;
  • воспалительные процессы;
  • заболевания и поражения слизистой оболочки полости рта;
  • деформации в зубном ряду, аномалии развития.

Стоит отметить, что применение термина «вторичная адентия» не корректно. С 1980 года Всемирная организация здравоохранения при потере зубов в процессе жизнедеятельности рекомендует формулировать диагноз как «дефект зубного ряда» с указанием формулы отсутствующих зубов и причины их утраты.

Особенности течения аномалии

Отсутствие зубов влияет на качество жизни человека. И проблема не только в эстетическом восприятии. Аномалия приводит к разнообразным осложнениям:

    1. Меняются черты лица.
      Кость в месте отсутствия зуба не испытывает нагрузки и постепенно атрофируется. У пациентов меняется лицо. Наблюдается его асимметрия, нарушается смыкание губ, более глубокими становятся носогубные и подбородочные складки. Часто меняется положение уголков рта, происходит их западение.
    2. Аномалия ведет к недоразвитию челюстей. Оно выражено тем сильнее, чем больше зубов отсутствует. Нарушение роста челюстных костей приводит к различным зубочелюстным деформациям.
      Множественная адентия на нижней челюсти сопровождается сильным выступом зубного ряда и глубоким прикусом. При аномалии верхней челюсти нижний зубной ряд перекрывает верхний.
      Однако не во всех случаях имеет место недоразвитие челюстей, и не у всех детей оно выражено в одинаковой степени. Клиническая картина при аномалии разнообразна и зависит от количества отсутствующих зубов, расположения дефекта в зубном ряду.

    1. При полной и множественной частичной адентии отмечаются нарушения речи.
    2. Болезнь приводит к аномалиям зубного ряда: часто он сужается или укорачивается. Неправильно формируется прикус.
    3. Нарушается функция ротового пищеварения.
      При отсутствии зубов пища плохо измельчается. Пациент вынужден отказываться от многих блюд. Рацион сокращается и становится неполноценным. Множественная адентия является причиной неправильного глотания, приводит к хроническим заболеваниям пищеварительных органов из-за нарушения процесса жевания. Дети отстают в физическом развитии.
Читать еще:  Слюннокаменная болезнь лечение народными средствами

У человека снижается самооценка, возникают комплексы и расстройства психики.

Адентия верхней челюсти

Верхняя челюсть больше подвержена аномалии, чем нижняя. Наиболее распространена гиподентия двух зубов, чаще — симметрично. На верхней челюсти болезнь выявлена у 55,89 % детей, на нижней челюсти — у 14,7 %, на обеих челюстях — у 29,41 %.

Передние зубы активно участвуют в звукообразовании и формируют чистоту произношения. При их отсутствии речь становится невнятной и шепелявой, во время разговора происходит разбрызгивание слюны. Это травмирует психику пациента.

Передние зубы поддерживают положение губ, формируют улыбку. При отсутствии зубов на верхней челюсти происходит западение губы, чаще наблюдается изменение черт лица в сторону асимметрии.

Первичная частичная адентия в переднем и боковом сегментах верхней челюсти часто передается по наследству по линии отца.

Лечение

Первичную или вторичную адентию лечат протезированием. При частичной адентии смещаются рядом стоящие зубы, а также те, которые участвуют в процессе жевания. Поэтому лечение заключается в устранении сопутствующих аномалий с последующим протезированием. Возрастной период с 8 до 12 лет – наиболее благоприятный для проведения активных ортодонтических мероприятий у детей при отсутствии зубов в постоянном прикусе.

Пациенты с полной первичной адентией встречаются крайне редко. Им изготавливают съемные протезы. В стоматологической практике широко используются зубные протезы из акрила, нейлона или силикона.

Выбор конструкции протеза зависит от возраста пациента и вида аномалии. В детской практике используют несъемные мостовидные протезы с односторонним укреплением (консольные) или раздвижные. Для фиксации протезов устанавливаются коронки. Дети быстро привыкают и хорошо воспринимают протезирование.

Мостовидный протез делают раздвижным в период позднего сменного и постоянного прикуса. Конструкция имеет двустороннюю опору. Части протеза постепенно расходятся, не мешая челюсти расти и развиваться. Раздвижные мостовидные протезы – одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Единственный ее недостаток – образование щели при раздвижении протеза. Она забивается пищей и плохо вычищается.

Иногда мостовидные протезы устанавливают для профилактических целей, чтобы сохранить место в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба. Это предупреждает смещение соседних зубов.

В период раннего сменного и временного прикуса применяют съемные пластиночные протезы, имеющие свои конструктивные особенности: аппарат не должен задерживать рост челюстных костей.

Съемные протезы, как частичные, так и полные, должны заменяться каждые 1,5 – 2 года на новые. Поэтому при полной адентии предпочтительнее несъемное протезирование с опорой на имплантаты.

Протезирование на имплантатах – наиболее надежный и эстетичный способ восстановления зубного ряда. Основное преимущество костной имплантации:

Зубной протез, установленный на имплантат, полностью заменяет отсутствующий зуб как эстетически, так и функционально. Неким компромиссом между пластиночными протезами и полноценной полной имплантацией является съемное протезирование на мини-имплантатах.

Протезирование детей необходимо осуществлять в обязательном порядке. У детей с адентией четвертой группы протезы устанавливаются не всегда. Вопрос решается индивидуально.

Адентия существенно снижает качество жизни больного. Болезнь влияет на жевательную функцию, приводит к речевым нарушениям, эстетическим недостаткам, отражается на здоровье и социальной адаптации, ограничивает выбор профессии.

Как правило, при адентии в период развития молочных зубов с отсутствием их в переднем и боковом сегментах выявляется преимущественно легкая степень аномалии. При исследовании детей, у которых сформировался постоянный зубной ряд, наблюдается увеличение количества пациентов со средней и тяжелой степенями сложности аномалии, особенно при расположении гиподентии в боковом сегменте. И связано это с поздним вмешательством врача-ортодонта.
Родителей должны насторожить следующие клинические симптомы, которые характерны для такой аномалии, как адентия:

      • задержка в смене постоянных зубов;
      • зубы прорезываются асимметрично;
      • молочные предшественники сохраняются односторонне;
      • анкилоз молочного моляра – невыпадение зуба, сращение его с углублением в челюстной кости; зуб как бы замурован, имеет меньшую высоту коронки по сравнению с соседними, которые бывают наклонены в его сторону.

При выявлении перечисленных признаков необходима консультация врача-ортодонта для своевременной диагностики гиподентии. От состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, то есть сохраняется морфологическое и функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост. Ранняя диагностика (до формирования выраженных зубочелюстных нарушений) очень важна для предотвращения развития сложных форм аномалий.

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

Читать еще:  Пародонтоз лечение в домашних условиях фото

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Читать еще:  Воспаление челюстного нерва симптомы и лечение

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Адентия: особенности, классификация, лечение

Что такое адентия – какая бывает и как лечится

Каждый элемент в человеческом теле нужен и важен для нормальной жизни. Когда мы теряем какой-то орган, то последствия могут быть различными, включая и фатальные. Что же происходит, если у человека обнаружена адентия – отсутствие одного зуба или нескольких? Наша статья подробно расскажет о видах этой патологии, вариантах лечения и мерах профилактики.

Общая информация о проблеме

Многие пациенты хоть раз в своей жизни сталкивались с фразой стоматолога: «Лечить бесполезно, нужно удалять». У кого-то эти слова могут вызвать страх – ведь нарушится красота улыбки. А некоторым все равно: «не видно и пусть», – в случае удаления на жевательной стороне ряда. Внешние проявления адентии несут в себе психологический дискомфорт, а внутренние могут привести к заболеваниям полости рта и всего организма. Особенно страдают люди с полной адентией – отсутствием всех зубов.

Интересный факт! По последним данным 1 , у 75 человек из 100 наблюдается отсутствие хотя бы одного зуба. Причем отсутствие восьмерок (зубов мудрости) не считается признаком адентии, т.к. это рудимент.

Классификация патологии

Стоматологи выделяют первичную и вторичную, частичную и полную адентию. Давайте разбираться, что это означает.

Первый вид характеризуется отсутствием молочных или коренных зубов в силу недоразвития либо полного отсутствия зубных зачатков. То есть зуб вообще не вырастает из-за врожденного дефекта.

Вторичная адентия также может быть в молочном или постоянном ряду, но уже после утери сформировавшегося и прорезавшегося элемента – из-за болезни, травмы или после удаления. То есть если зуб вырос нормально, но по какой-то причине был удален.

Также выделяют классификацию адентии по количеству отсутствующих зубов:

  • частичная (первичная и вторичная) МКБ 2 К00.00: в молочном и постоянном ряду может отсутствовать от 1 до 5 элементов или их зачатков,
  • множественная (первичная и вторичная): в общей сложности на верхней и/или нижней челюстях отсутствует от 5 до 15 зубов,
  • полная (первичная и вторичная) МКБ К00.01: на обеих челюстях наблюдается полное отсутствие зубов или зачатков.

Может быть выявлено частичное или полное отсутствие зубов в определенном месте ряда:

  • адентия верхней челюсти,
  • нижней челюсти,
  • адентия резцов и клыков,
  • нехватка зубов на нижней челюсти.

Причины развития патологии

Хотя механизм появления первичной адентии молочного ряда не до конца исследован, стоматологи прослеживают стойкую взаимосвязь возникновения этого недуга с нижеперечисленными факторами.

  • генетическая предрасположенность: например, не происходит формирование зачатков зубов (одного или нескольких),
  • патологии эмбрионального развития и болезни матери в период беременности,
  • заболевания молочного ряда: не вовремя вылеченный у детей кариес и гингивит может оказать пагубное влияние на формирующийся постоянный ряд.
  • кариозные поражения,
  • воспаления десен: гингивит, пародонтит, пародонтоз,
  • некачественное стоматологическое лечение, которое приводит к необходимости удаления одного или нескольких элементов зубного ряда,
  • травмы,
  • пожилой возраст,
  • общие заболевания организма, например, сахарный диабет, развитие онкологии.

Симптомы и осложнения адентии

С древнегреческого значение слова «адентия» переводится как «без зуба». Основным симптомом патологии будет непосредственное отсутствие одного, нескольких или всех зубов. Все остальное, о чем пойдет речь – это, фактически, симптомы, которые сопровождают основное заболевание, ставшее причиной развития адентии. А также неприятные последствия.

Для начала ознакомимся с последствиями частичной (первичной и вторичной) формы, т.к. она встречается в разы чаще:

  • изменение прикуса: перегружается та часть зубов, которая сохранилась, возникает болезненность височно-челюстного сустава, может даже появиться асимметрия лица, потому что мышечный корсет меняется – вы автоматом будете жевать на той стороне, где остались зубы,
  • нарушается дикция, особенно если нет передних зубов – именно их мы используем для произношения многих звуков (обратите внимание на положение языка при проговаривании шипящих звуков),
  • увеличение жевательной нагрузки на соседние зубы, становится трудно жевать на той стороне, где отсутствует зуб,
  • возникновение трем: имеющиеся зубы могут раздвигаться по ряду. Возникает повышенная стираемость эмали и повышение ее чувствительности (гиперестезия),
  • травмы и воспаления десен,
  • западание щек и губ в сторону полости рта, раннее появление мимических морщин,
  • атрофия альвеолярного гребня и альвеолярного отростка: деструксия костных ткани возникает из-за уменьшения нагрузки в области дефекта,
  • психологическая угнетенность.

Важно! Диагноз первичная частичная адентия чаще всего ставится малышам старше 1,5 лет. Многие родители часто переживают, что прорезывание долго не наступает. Но такой диагноз может быть ложным, поскольку нередки случаи появления центральных резцов после 12-14 месяцев – нужно просто немного подождать.

Признаки полной адентии (первичной и вторичной) гораздо сильнее выражены, хоть этот тип патологии и встречается исключительно редко:

  • деформация челюстно-лицевых костей: полное отсутствие зубов приводит к атрофии костной ткани, общему уменьшению в размерах нижней лицевой области,
  • проблемы с ЖКТ: плохое пережевывание пищи ведет к ухудшению ее усвояемости. Люди с подобным дефектом вынуждены питаться перемолотыми или пюреобразными продуктами,
  • неправильная работа височно-челюстного сустава,
  • психологический дискомфорт: неполный зубной ряд (особенно фронтальный) выглядит не эстетично, человек перестает улыбаться,
  • изменение работы потовых желез, скудный волосяной покров, преждевременное старение, затрудненное дыхание: если патология вызвана наследственным заболеванием эктодермальная дисплазия.

Как решить вопрос отсутствия зубов

К сожалению, зубы у людей вырастают всего дважды за всю жизнь. Утеря постоянного ряда может восполниться только с помощью искусственных элементов. На помощь в лечении придет успешно развивающееся стоматологическое направление – протезирование при адентии, а также дентальная имплантация. Суть обоих методик одна, но исполнение – немного разное.

Для диагностики первичной формы стоматолог обязательно должен направить пациента на рентген или ортопантомограмму (ОПТГ). Этот вид обследования поможет качественно оценить тяжесть каждого конкретного случая – присутствуют ли в глубоких тканях зубные зачатки или ретинированный зуб (не прорезавшийся в сроки).

Далее пациенту предлагают варианты лечения – ортопедического или имплантологического. Например, при адентии двоек, да и вообще всех передних зубов лучше всего подойдет имплантация, поскольку именно она позволяет добиться лучшей эстетичности.

Для восстановления функционала и эстетики стоматолог может порекомендовать варианты съемного или постоянного протезирования, а также дентальной имплантации. Если при обычном протезировании проводится восстановление только верхней части любого количества отсутствующих зубов, то при имплантации замещению подлежит как верхушка, так и корневая система. Аналогом корня выступает как раз-таки имплант или имплантат. Сверху на него устанавливается протез. При полной адентии, конечно же, под каждый зуб не ставится отдельный имплантат – используются более щадящие технологии. Читайте об этом нашу подробную статью >>>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector